Темпы открытия новых заведений сократились

Несмотря на постепенное восстановление трафика в заведениях общепита по всей стране, рестораторы серьезно сократили активность по открытию новых точек. В первом квартале 2024 года было зарегистрировано на 40% меньше новых компаний в сфере общепита. Это обусловлено дефицитом кадров и помещений, а также выросшими ставками по кредитам и операционными расходами. Участники рынка не ждут в этом году бума новых открытий, как и изменений сложившейся конъюнктуры.

В январе—марте 2024 года число регистраций новых компаний в сфере общепита по всей России сократилось на 40% год к году, до 5,9 тыс., подсчитали в «Контур.Фокусе». Это также на 30% меньше значения 2022 года, когда было зарегистрировано 8,5 тыс. новых организаций в отрасли, уточнили аналитики.

Введенная ранее льгота по освобождению рестораторов от НДС при выручке до 2 млрд руб. и борьба налоговой службы с дроблением бизнеса привели к увеличению открытий новых ресторанов в рамках, действующих юрлиц, отмечает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Ирина Благовещенская. По ее словам, в прошлые годы широко практиковалось создание отдельного юрлица под каждое открывающееся заведение. Но большинство ресторанов, работающих в стране, — это не крупные сети, а малый и средний бизнес, возражают в CORE.XP.

Спад регистраций в начале 2024 года может быть вызван сокращением активности потенциальных инвесторов в сегменте общепита в конце 2023 года, считает эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская.

По ее подсчетам, в октябре—декабре 2023 года спрос на запуск бизнеса по франшизе в этой сфере снизился на 8% год к году. По словам основателя сети, гастробаров «Раковая» Евгения Ничипурука, ресторанный бизнес — высокорискованный и «является неким маркером тревожности и неуверенности предпринимателей».

Темпы открытия новых заведений сократились.jpg

Факторов, снижающих интерес инвесторов к открытию ресторанов, довольно много, включая дефицит кадров, отмечает гендиректор RestCon Елена Перепелица. «Еще два года назад все говорили о перекосе рынка труда в пользу работодателя, сейчас совсем иная ситуация: зарплатные ожидания линейного персонала и среднего менеджмента растут, а выбор сокращается»,— добавляет директор по маркетингу сети Stardogs Татьяна Корниенко. Ситуация вряд ли будет ровной в ближайшее время: нехватка персонала будет усиливаться за счет очередной волны оттока персонала из Центральной Азии, прогнозирует госпожа Перепелица.

Кроме того, вымывается качественное предложение помещений под рестораны, говорит директор направления стрит-ритейла NF Group Ирина Козина.

В условиях нехватки площадей собственники уведомляют рестораторов о повышении стоимости аренды и для действующих договоров, которые близки к завершению, а если договор долгосрочный, то все равно пытаются увеличить ставку, отмечает директор по развитию франчайзинговой сети «Якитория» Александр Муратов. Этот фактор в сочетании с растущими затратами на ремонт новых точек пугает многих игроков отрасли, утверждает гендиректор Market Liner Максим Гуржий.