Традиционно кальянная индустрия всегда стояла особняком от ресторанного бизнеса. Хотя это тоже сегмент HoReCa. Ребята, которые двигают это направление и открывают масштабные проекты в России и за рубежом, говорят, что, проекты этой индустрии в целом остаются незамеченными. Ну, а многие им в след обычно говорят что-то типа "хорошо, что вас власти не трогают и разрешают работать", так что в общем "радуйтесь".

Антон Гайворонский (многим он известен как John Calliano) уже 10 лет является основным игроком кальянной индустрии. Антон был среди основоположников кальянных в России, открыв первую точку в Москве под названием Hookah Place в 2013 году. А за 10 лет у него уже более 200 заведений в 20 странах, 180 магазинов, ежегодный профильный фестиваль.

Антон Гайворонский.png

Вот его основные тезисы про тренды на появление полноценного меню и нежелание ресторанного рынка замечать эту индустрию:

Вообще для Васильчуков кальяны сыграли огромную роль в популяризации "Чайхоны № 1". Потом они и другие рестораторы открестились от этого направления в России.

Пока некоторые рестораторы воротят нос, люди в индустрии сделали революцию. В Египте, Турции, Дубае есть понятие "рашн хука" – это тренд, который создан за 10 лет. Нужно продолжать популяризацию индустрии, приглашать гостей из ресторанного рынка, рассказывать о новых проектах. Я думаю, что даже в течение 2023 года у многих из них изменится восприятие.

В целом кальянная индустрия сегодня больше похожа на рестораны. Там появляется кухня, алкоголь. Такой тренд даже в Hookah Place, хотя в первоначальной модели от этого отказывались. Более того, мы открыли абсентный бар Silencio на Солянке – со входом через кальянную, но без кальянов.

Когда открывается ресторан Новикова за рубежом – об этом пишут все. А когда кальянная с масштабным проектом впервые заходит на новый рынок – тишина. И будем стараться это менять для всей индустрии, в том числе через диалог с гастроблогерами, журналистами.

Кальян-бар - HookahPlace.jpg

О российском кальянном бренде известно по всему миру. Наши заведения работают на Бали, в Италии, Казахстане, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане. Даже в Польше, Латвии и Литве еще не закрыты, хотя партнерам становится сложно поддерживать их существование. Дальше лично я смотрю на Индию (пока там курить просто страшно), Китай, Катар. В этом году расширяемся в Стамбуле, Грузии и на Кипре. А 10 марта откроем свой первый проект в Дубае, инвестиции 1,5 млн долларов.

На самом деле мы ведь больше именно про комьюнити (аналогичный подход во многих ресторанах), а кальяны лишь повод для встреч. Наша основная аудитория – люди 25-40 лет, занятые в бизнесе, IT-отрасли. В 2022 году произошел отток около 25% аудитории, но на смену пришли "не гопники", а тот же средний класс. По выручке в марте 2022-го упали на 30%, сейчас – на 15% ниже обычных показателей.