В поисках новых каналов сбыта компания «Милфудс», выкупившая российский бизнес финского производителя кофе Paulig, запустила вендинговую сеть. Более 130 аппаратов под маркой Poetti работают на станциях МЦК, МЦД и метро. Партнерами производителя могут выступить вендоры ASPvending и АО МИА. Структура потребления кофе меняется: граждане переключаются на готовые напитки навынос.

На транспортных узлах Москвы появились брендированные кофейные автоматы Poetti. На 2ГИС суммарно отображаются 137 таких точек. Коммерческий директор канала фуд-сервиса «Милфудс» (управляет брендом Poetti) Константин Пичугин пояснил, что недавно стартовал проект по установке аппаратов на станциях Московского центрального кольца (МЦК) и Московского центрального диаметра (МЦД). Также точки будут развиваться в столичном метро. Он уточнил, что «Милфудс» сотрудничает с несколькими вендинговыми операторами. Речь идет об ASPvending и АО МИА, работающих с РЖД и ГУП «Московский метрополитен».

ООО «Милфудс», по данным Kartoteka.ru, принадлежит Викасу Сои, предпринимателю с индийскими корнями. В 2022 году он выкупил российских бизнес финского производителя кофе Paulig. На мощностях предприятия в Тверской области запущена линейка Poetti.

Основатель сети One Price Coffee Сергей Румянцев поясняет, что затраты на вендинговую сеть складываются из стоимости оборудования (в среднем 300–600 тыс. руб. за один аппарат), затрат на его обслуживания (10–20 тыс. руб. в месяц на аппарат) и на аренду площадей. Операционный директор ГК Uvenco Сергей Каледин поясняет, что производители кофе обычно сами закупают оборудование, вендоры берут на себя оперативное управление. Первые получают выкуп гарантированного объема продукции, вторые — оборудование без серьезных вложений, говорит он. Константин Пичугин пояснил, что его компания также разрабатывает рецептуру напитков.

Сергей Каледин называет вендинговые аппараты дополнительным каналом сбыта для кофе. Его значимость растет за счет увеличения числа точек, считает господин Пичугин. Это происходит на фоне сокращения розничных продаж натурального кофе. Согласно NielsenIQ, за период с февраля 2023 года по февраль 2024 года в натуральном выражении объем реализации сократился на 0,2% к предшествующим 12 месяцам. Заметный рост в категории показал лишь растворимый кофе в пакетиках.

Кофе автоматом

Гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия замечает, что частично на сокращении потребления сказывается рост стоимости продукции из-за увеличения мировых цен на кофе сортов робуста и арабика. Одновременно часть продаж, по его мнению, перераспределяется из розничного канала в общепит и сегмент вендинговых аппаратов. Последние, по мнению эксперта, уже формируют заметную долю потребления.

Согласно «Чек Индексу» (сервис «Платформы ОФД»), в первом квартале 2024 года продажи кофе с собой выросли на 13% год к году, средний чек — на 10%, до 196 руб.

По мнению аналитиков, формат такого потребления поддерживается в том числе за счет развития кофе-пойнтов в общественных местах и активной установки вендинговых аппаратов. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что для производителей кофе вендинговые аппараты позволяют повысить узнаваемость бренда. Это может быть важно для Poetti, который вышел на рынок относительно недавно.

Сергей Румянцев сомневается, что кофе из вендинга по вкусовым качествам может конкурировать с продукцией кофеен. Но эксперт обращает внимание, что аппараты можно разместить на площадках с ограниченным доступом для других форматов, например на транспортных объектах. Господин Бурмистров называет станции МЦД и МЦК привлекательными локациями для вендинга за счет большого трафика, но предупреждает, что спросом здесь пользуются не все предложения. По мнению эксперта, продукция должна отвечать бюджету целевых покупателей.