С уходом после 24 февраля 2022 года многих зарубежных алкогольных корпораций рестораны, кафе и бары вынуждены были пересмотреть свой ассортимент и заменить иностранный алкоголь на российский. В России больше официально не представлены такие производители, как Brown-Forman (американская фирма, которая производит Canadian Mist, Southern Comfort, Jack Daniel's), британская Diageo (производит Johnnie Walker, Smirnoff, White Horse и Crown Royal, Guinness, Captain Morgan, J&B, Gordon's и Baileys). Недавно российский рынок покинула также французская компания Hennessy, которая выпускала коньяк и шампанское Moët.

Ресторанные компании активно заключают сегодня краткосрочные контракты с производителями из РФ и стран СНГ, чтобы возместить растущий спрос на алкоголь. В меню многих заведений уже появились российские джин, водка, сидр и вина в ассортименте. При этом сегодня доля отечественной продукции составляет свыше 10 %. Некоторые эксперты полагают, что к концу года половина барного меню российских заведений будет уже содержать продукцию из РФ и дружественных стран в очень большом объеме.

Доля российского алкоголя в отечественных ресторанах и барах стремительно возрастает.jpg

Однако известный ресторатор, руководитель сети «Мясо&Рыба» Сергей Миронов отмечает, что на смену ушедшим Rémy Cointreau, Diageo, Moёt Hennessy, Brown-Forman и других свободно придут другие. При этом продукция новых зарубежных производителей будет не менее качественной, просто многие из них пока не очень известны российскому потребителю. К примеру, вместо шотландского виски можно уверенно пить ирландский, а вместо испанского алкоголя Baccardi покупать кубинский Legendario, который по качеству ничуть ему не уступает.

Многие различные компании уже начали ввоз своей алкогольной продукции, поэтому новые названия будут все чаще появляться в меню ресторанов, кафе, клубов и баров. Кроме того, некоторые эксперты считают, что ограничения на импорт алкоголя могут стимулировать развитие внутреннего рынка и способствовать росту производства отечественных алкогольных напитков. Ведь если рестораны будут больше закупать продукцию у местных производителей, то у них будет больше денег на инвестирование в производство и развитие бизнеса.

Таким образом, хотя запрет на импорт алкоголя может создавать неудобства для ресторанов и баров, это также может привести к появлению новых возможностей для развития отечественного рынка алкогольных напитков. Кроме того, многие рестораторы уже начали заменять зарубежный алкоголь российскими брендами и продукцией дружественных стран, что медленно, но уверенно приводит к увеличению доли отечественной продукции в меню заведений.

Важно также понимать, что старые зарубежные бренды нередко устанавливали очень высокие наценки, которые составляли порядка 80–100 %. В то же время новые фирмы продают свою продукцию по достаточно низким ценам из-за сильного рубля, благодаря чему граждане России остаются в выгоде. Российские вина в последнее время все чаще появляются в ресторанных меню, однако некоторые эксперты высказывают опасения о том, что объемы отечественного производства на данный момент не позволяют удовлетворить все потребности рынка.