По данным опроса ВЦИОМ, за последние 12 лет посещение россиянами заведений быстрого питания выросло в два раза. Исследование, проведенное накануне международного Дня гамбургера (27 июля), показало, что регулярно едят фастфуд около 40% жителей страны. Если в 2010 году эта цифра составляла всего 19%, то в 2022 достигла 38%. При этом основная масса приверженцев быстрого питания (70%) приходится на молодых людей возрастом от 18 до 34 лет. Среди граждан старше 60 лет фастфуд предпочитает всего 9%. Из тех, кто часто посещает подобные заведения, более половины (57%) – это жители Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников, в среднем 45% – россияне, проживающие в регионах СЗФО и ЦФО.

На частоту посещений ресторанов быстрого питания также влияет наличие высшего образования и дохода, превышающего средний уровень (43–46%). Почти половина участников (45%) опроса заявили, что питаются фастфудом, чтобы сэкономить время на готовке или перекусить, когда находятся вне дома. 13% респондентов нравится вкус блюд, входящих в меню. 11% пользуются услугами кафе, только когда находятся в поездке или на отдыхе. 9% опрошенных посещают рестораны быстрой еды ради детей.

Ни разу не бывали в подобных заведениях 78% пожилых людей старше 60 лет, а также 62% жителей деревень. Граждане, которые не едят фастфуд (26%), объясняют это тем, что стараются придерживаться правил здорового питания. 20% участников опроса предпочитают блюда домашней кухни, а 13% не доверяют общественным точкам, поскольку любят готовить самостоятельно.

Всего 12% респондентов назвали отсутствие в их населенном пункте кафе быстрого питания в качестве причины отказа от фастфуда. Большинство россиян осознанно делают выбор в пользу домашней еды.

Несмотря на то, что основная целевая аудитория ресторанов – молодежь, 70% посетителей приходят вместе с детьми или внуками. В зависимости от возраста меняется характер посещений: самые юные клиенты (до 24 лет), как правило, зовут с собой друзей, 25–34-летние предпочитают обедать в компании со своей «половиной», после 35 каждый второй ест в точках быстрого питания по просьбе детей или внуков. Женщины выбирают этот вариант почти вдвое чаще мужчин (45% против 25%).

fastfood01_.jpg

В каждой возрастной категории примерно треть опрошенных посещают такие заведения в полном одиночестве: это либо мужчины, работающие далеко от дома (42%), либо жители обеих столиц (47%).

У 28% участников исследования гамбургер ассоциируется с булкой и котлетой или бутербродом из хлеба и мяса. Иностранное название блюда хорошо знакомо молодым людям, однако 22% пожилых россиян не знают такого блюда вовсе или не осведомлены о его составе. У 15% респондентов слово «гамбургер» ассоциируется с «жирной и вредной пищей». В целом, большинство соотечественников неоднозначно относятся к фастфуду. Каждый пятый опрошенный среднего возраста (35–44 лет) считает, что в нем нет ничего полезного. При этом женщины гораздо чаще, чем мужчины задумываются о вреде быстрого питания. И только 7% молодых людей до 25 лет отказались от фастфуда по этой причине – они воспринимают бургеры, картофель-фри и пиццу более положительно, нежели другие возрастные группы. Эксперты ВЦИОМ пришли к выводу, что положительных и отрицательных ассоциаций с фастфудом у россиян примерно 50% на 50%.